Кадры из Большой Лебовски

В жанре, пропитанном величием, возможно, единственной загадкой является то, что не попало в список.

В случае с криминальными драмами, что привлекает нас в первую очередь? Может быть, личности тех, за кем мы наблюдаем, как они раскрывают эти дела? Не все из них - сухие, заученные типы, которые не могут внести немного изюминки в процесс - хотя всегда нужно быть уверенным, что работа удалась. А может быть, дело в характере самих расследований? В каждом из них обязательно есть несколько поворотов, особенно в целях популярного повествования. Мы втягиваемся в каждую новую зацепку, красную селедку и, возможно, новые жертвы, и надеемся, что все это приведет к удовлетворительной развязке.

От прокуренных салонов фильмов-нуар 1940-х годов до загадок убийств, как реальных, так и вымышленных, множество детективных историй оставили свой след в кинематографе. Будь то харизматичный главный герой, извилистое повествование или и то, и другое, эти 20 фильмов - лишь малая часть этого великого жанра, но они представляют лучшие из лучших. Вот мнение Screen Rant о 20 лучших детективных фильмах всех времен.

20. Девушка с татуировкой дракона (2011)

Немногие детективные истории столь же жестоко аберрантны, как "Девушка с татуировкой дракона" Стига Ларссона, и по этой причине, возможно, было более чем уместно, чтобы Дэвид Финчер стал режиссером английской экранизации. Материал, предоставленный Финчеру, мрачен, что ему, безусловно, не чуждо, а его видение, представленное в прошлых работах (о которых мы расскажем в ближайшее время), вполне соответствует тону романа и его обстановке.

Конечно, легко отметить потрясающую игру Руни Мары в роли следователя Лисбет Саландер, и она сияет сквозь типично мрачную атмосферу, созданную Финчером. Но, пожалуй, больше всего выделяется быстрый темп Финчера. Его фильм может длиться чуть более двух с половиной часов, но режиссура большинства детективных фильмов, казалось бы, должна быть более уверенной и академичной. В данном случае Финчер ловко проводит зрителей по извилистому повествованию достаточно быстро, чтобы развлечь их, но при этом проявляет сдержанность в отношении ключевых деталей.

19. Грязный Гарри (1971)

Если задуматься, то не так уж много заметных качеств, которые отличают Гарри Каллахана Клинта Иствуда от его "Человека без имени" в трилогии Серджио Леоне "Доллары"; достаточно поменять вестерн и обычный шестизарядный пистолет на костюмы и магнум 44-го калибра, способный снести вам голову. Даже в финальной перестрелке со Скорпионом полуразрушенные строения и пустынные горы имеют поразительное сходство с любой местностью, с которой Иствуд был знаком в середине 60-х годов.

Тем не менее, Грязный Гарри в исполнении Иствуда - это непревзойденный стоический крутой парень; это рутина, но ничего не напоказ, а его неортодоксальные методы подлинны. Иствуд играет его просто, его поведение и манеры просты, и все же персонаж остается поразительно загадочным. Неудивительно, что фильм превратился во франшизу, породив четыре продолжения на протяжении двух десятилетий. Единственным неприятным аспектом истории фильма стала эпидемия неправильного цитирования реплик.

18. Тонкий человек (1934)

В списке, состоящем из архетипических и нетрадиционных личностей, эти два детектива Чарльза, Ник (Уильям Пауэлл) и Нора (Мирна Лой), оказываются на грани между тем и другим. С одной стороны, они оба, особенно Ник, служат примером того, как должен подавать себя харизматичный голливудский актер. Как и многие актеры его эпохи, Чарльз Пауэлл спокоен, хладнокровен, собран и несет в себе молчаливый авторитет, который при необходимости может быть доведен до высокой громкости - до физической. С другой стороны, эти двое достаточно юмористичны и остроумны, чтобы нарушить эти условности и стоять на своем. Кроме того, они обычные пьяницы, но поскольку это был голливудский код Хейса, это выглядит стильно.

Определяющим моментом в любой загадке убийства является раскрытие тайны, и кульминационная сцена званого ужина в фильме "Тонкий человек" имеет напряженное, медленное развитие к раскрытию личности настоящего убийцы. Подозреваемые толпятся за столом, камера перемещается вперед-назад между каждым из них и Ником, пока он вкратце перечисляет события, уличающие их всех. Истинным убийцей может быть кто угодно, и когда это раскрывается, это приносит огромное удовлетворение.

17. Инсомния (2002)

Кристофер Нола приобрел репутацию режиссера с уникальным видением, особенно в отношении проектов, выходящих за рамки трилогии "Темный рыцарь". По этой причине он присоединяется к Дэвиду Финчеру как режиссер, у которого в этом списке несколько фильмов, и начинается он с фильма, благодаря которому он получил "Бэтмен: Начало": Бессонница.

Многие фильмы в этом списке выделяются тем или иным образом, но "Бессонница" особенно уникальна в одном отношении. Как мы увидим, она выделяется среди остальных не только благодаря своей психологической природе - хотя большинство других фильмов здесь не могут похвастаться такими качествами - но скорее благодаря моральной неоднозначности своего главного героя. Учитывая некоторых других детективов, детектив Уилл Дормер (Аль Пачино) не является святым, хотя его персонаж и обретает искупление в последних действиях. Тем не менее, мы отчаянно желаем, чтобы он вернулся на сторону закона благодаря сильной игре Робина Уильямса в роли Уолтера Финча, главного антагониста.

16. Кто подставил кролика Роджера (1988)

Кролик Роджер - потенциально один из последних вымышленных говорящих млекопитающих, от которых можно ожидать намеренного совершения преступления, и все же он оказался в центре истории "жадности, секса и убийства", как выразился Эдди Валиант (Боб Хоскинс). В фильме "Кто подставил кролика Роджера" режиссер Роберт Земекис и компания создали инновационную смесь живого действия и анимации, которая дала зрителям осязаемый мир для их любимых персонажей, включая Микки Мауса и Багза Банни. Однако, если быть честным, фильм гораздо более интеллектуальный, чем тот, в котором мультипликационный персонаж обвиняется в убийстве.

Более важным, чем любое расследование, является дуга характера Валианта. Хоскинс демонстрирует восхитительную игру, учитывая, что большая часть его диалога произносится о том, чего нет, и в результате подсюжет о мести за убийство его брата от рук тоуна-садиста становится гораздо более захватывающим. При этом, что не менее похвально, так это приверженность фильма к мрачным, даже тревожным моментам для выражения зрелости, учитывая его предназначение как семейного фильма.

15. Поцелуй навылет (2005)

Совсем недавно Шейн Блэк использовал своеобразную историю Голливуда 70-х годов как часть повествования в фильме "Славные парни", но в фильме "Поцелуй, поцелуй, взрыв, взрыв" он полностью высмеивает традиционное кинопроизводство и культуру киноиндустрии, попутно создавая приличную загадку. Основное внимание здесь уделено комедии, поскольку Гарри (Роберт Дауни-младший) и Перри (Вэл Килмер) играют друг с другом с шуточным задором, что делает их очаровательной странной парой.

Хотя определенная эстетика и тематика не могут избежать сатирического пера Блэка, его любовное письмо к фильму нуар выглядит скорее как пастиш, чем как пародия, а его любовь излучает неподдельный панацею. Иногда холодные, стальные, голубые визуальные эффекты - это интересный, привлекающий внимание подход к тому, что можно интерпретировать как циничную атмосферу фильма нуар, так что в этом смысле условности осовременены. В целом, если вам понравились "Славные парни", то фильм "Поцелуй, поцелуй, взрыв" будет достоин вашего внимания.

14. Зодиак (2007)

Личность убийцы Зодиака - одна из величайших и самых призрачных загадок Америки, такая же, как личность Джека Потрошителя для Англии. Хотя, как и в фильме "Из ада", "Зодиак" Дэвида Финчера, похоже, имеет свои собственные представления о том, кто был преступником, хотя дело так и не раскрыто до конца. Спекуляции в стороне, Финчер может сплести хорошую пряжу, и благодаря сценарию Джеймса Вандербильта, основанному на одноименной книге Роберта Грейсмита, "Зодиак" - еще один его фильм в этом списке.

Напряжение в фильме часто недооценивается, особенно когда убийца Зодиак не пытается заявить о себе. Но когда его видят и слышат на экране, напряжение возрастает до невыносимой степени. Как будто вы не можете еще больше погрузиться в этот вихрь, производственный дизайн просто великолепен, а визуальные эффекты имеют слегка перенасыщенное качество, которое усиливает ощущение времени.

13. Кирпич (2005)

Звездный инди-фильм Риана Джонсона "Брик" - один из тех фильмов, которые ощущаются как сон. Это не сон в визуальном смысле, а скорее через диалог, характеристику и происходящие события. Для тех, кто представляет себя детективом в стиле Хамфри Богарта, это то, как Брендан Фрай (Джозеф Гордон-Левитт) ведет себя в том, что можно описать только как фантастическое мировоззрение Джонсона в рамках нео-нуара. Это любовное письмо, в котором есть все то, что есть в классике.

Но в основном все это благодаря спокойной, уверенной игре Гордона-Левитта в роли маловероятного героя. То, что ему не хватает контроля над ситуацией, он восполняет уверенностью и настойчивостью. Во время таких сцен, как его первая встреча с Доде (Ноа Сеган) или даже встреча с помощником заместителя директора школы Труманом (Ричард Раундтри), он сразу же привлекает ваше внимание с размеренной убежденностью. Затем, есть такие моменты, как казнь Доде и потрясенная реакция Брендана на нее, и хотя кажется, что реальность вошла в игру, он все равно выходит с другой стороны все той же фантазии.

12. Секреты Лос-Анджелеса (1997)

Фильму нуар не нужна слабо освещенная, прокуренная атмосфера, о которой говорилось ранее, или спокойные хладнокровные детективы, проникающие в грязную подноготную общества. Как напомнил нам почти два десятилетия назад фильм "Конфиденциально в Лос-Анджелесе", жестокость может быть бесконтрольной, а насилие - буйным. Кроме того, в жанре, который подарил нам таких жестких частных сыщиков, как Джек Николсон в "Китайском квартале" или любой из похожих персонажей Хамфри Богарта в 40-х годах, очень приятно увидеть убедительную команду в лице Гая Пирса и Рассела Кроу, которые были относительно неизвестны на момент выхода фильма.

Как и многие великие детективные истории, сюжет фильма сложен, полон побочных эпизодов и колоритных персонажей, и, хотя материал "L.A. Confidential" довольно извилист, он остается гипнотическим в своем изображении коррупции в полиции. Современная аудитория может даже найти, что его изображения системного расизма и общих предрассудков в системе правосудия точно отражают актуальные проблемы сегодняшнего дня.

11. Третий человек (1949)

Многие высоко оценили фильм Кэрол Рид "Третий человек" за его атмосферную кинематографию, а как же иначе на фоне великолепной Вены? Послевоенная Вена кажется своевременной декорацией для менталитета наполовину пустого стакана, которым наполнен весь фильм нуар. Фильм Рида амбициозен и грандиозен, как и место действия, но он не всегда атмосферный в традиционном понимании фильма нуар. Оператор Роберт Краскер часто использует драматические и косые ракурсы, чтобы создать ощущение тревоги, схожее с чем-то более стандартным для жанра.

В дополнение к выдающимся выступлениям большинства актеров основного состава, включая Джозефа Коттона, Орсона Уэллса и Алиду Валли, партитура Антона Караса, безусловно, является чем-то особенным. На первый взгляд, его грохочущая акустическая гитара не соответствует моментам напряжения, которые она призвана подчеркнуть, но она эффективно поддерживает подавляющий тон фильма, вызывая у зрителя вопросы.

10. Китайский квартал (1974)

Похоже, что более модернизированные интерпретации фильма-нуар - в данном случае, все, что относится к эпохе Нового Голливуда и до наших дней - становились все более неприятными по мере того, как шло время и смягчались ограничения на то, что можно и нельзя было показывать на пленке. Возможно, "Чайнатаун" не так жесток, как последующие фильмы, но в этом и не было необходимости. Почти все в фильме кричит о неприятности, что, конечно, далеко от простого цинизма.

Изрядная доля этого исходит от Джека Николсона, изображающего частного детектива Джейка Гиттеса, который выглядит как холодный расчет Гая Пирса, сыгравшего Эда Эксли в "Конфиденциально в Лос-Анджелесе", и как уменьшенная версия подлого Рассела Кроу, сыгравшего Бада Уайта в том же фильме. Но большая часть мерзости объясняется темой инцеста, которую в Голливуде эпохи кодекса Хейса было бы трудно обсуждать - большинство не осмелилось бы прикоснуться к той концовке, которую смог сделать режиссер Роман Полански.

9. Душной южной ночью (1967)

Немногие фильмы или люди, стоящие за ними, могли бы быть такими же смелыми, как "В жару ночи". Одноименный роман Джона Болла был невероятно своевременным - он был опубликован в самый разгар движения за гражданские права, а вышедшая всего через два года после этого киноверсия была не менее актуальной. В результате фильм стал одним из самых значимых, вышедших в 60-е годы, в эпоху, когда Голливуд избавлялся от архаичных моральных устоев.

Будь то "В разгар ночи" или "Угадай, кто придет на ужин", Сидни Пуатье всегда оказывался в центре этих дискуссий, и не без причины. Его сила и харизма в роли полицейского детектива Вирджила Тиббса захватывает, особенно когда он противостоит, словесно и физически, к удивлению многих, расизму белой Америки - что, по правде говоря, составляет приличную часть этой картины.

8. Бегущий по лезвию (1982)

Фильм Ридли Скотта "Бегущий по лезвию" вот уже несколько десятилетий одновременно озадачивает и завораживает зрителей, и вполне понятно, что первоначальная реакция на него была не такой положительной, как сегодня. С течением времени появляются новые взгляды, и в результате на экзистенциальные и философские темы фильма и его отличительный привкус нео-нуара пролился новый свет.

Как и многие другие фильмы, представленные здесь или в других жанрах, "Бегущий по лезвию" носит свой цинизм на рукаве, и его сдержанное освещение усиливает этот тон. Однако освещение здесь любопытное, поскольку оно служит более чем одной цели. Видение Ридли будущего идеально вписывается в постапокалиптическую научную фантастику, а использование кьяроскуро делает эпический размах и масштаб фильма более монолитным и, как следствие, более устрашающим, дополняя, по общему признанию, громоздкий внешний вид фильма. Неоднозначность концовки содержит свою тяжесть, с философской точки зрения, и кажется более правильным решением для фильма нуар.

7. Лора (1944)

Об этом много говорилось, но циничный взгляд на вещи - обязательное условие для фильма нуар, хотя, конечно, не единственное. Однако в фильме Отто Премингера "Лаура" это не так явно выражено - по крайней мере, не так сильно, как у некоторых его современников. Пессимизм, конечно, развивается по мере развития сюжета и заканчивается мрачным финалом, как и многие подобные фильмы. Начало фильма любопытно тем, что герои оказываются в центре расследования, не имея представления о совершенном преступлении.

Кроме того, тон фильма напоминает надгробную речь, что вполне правдоподобно, учитывая, что большая часть повествования в этой части ведется через флэшбэки. Такая атмосфера кажется несколько противоречащей традициям жанра, но к финалу "Лоры" она превращается в нечто более знакомое. Благодаря сильным актерским работам, "Лора" становится одной из ведущих классических картин жанра.

6. Помни (2000)

В фильме Кристофера Нолана "Мементо" моральная двусмысленность, о которой говорилось ранее в "Бессоннице", расцветает во всей красе, и именно она впервые привлекла внимание к режиссеру. Более того, антероградная амнезия нашего главного героя (Гая Пирса - Леонарда Шелби) делает эту тему еще более тревожной. Но каким бы тревожным ни было его состояние, его ненадежность как протагониста и рассказчика делает его путешествие еще более увлекательным.

Уникальная повествовательная структура Нолана, в которой настоящее разворачивается вспять, а прошлое воспроизводится в хронологическом порядке, позволяет зрителям получить своеобразное представление о психологическом состоянии человека. И хотя эмоционально заряженное начало фильма может оправдать его невиновность, мы все равно остаемся на крючке, потому что понимаем, что настоящая загадка не в том, кто изнасиловал и убил его жену, а в том, как он дошел до "финала" фильма. Это своеобразный нео-нуар, который тщательно разворачивает свой глубоко запрятанный цинизм на протяжении всего повествования, вместо того чтобы явно показать его через визуальные образы и/или характеристики.

Для пытливых умов в двухдисковом коллекционном издании "Мементо" предусмотрена возможность просмотра фильма в обратном порядке.

5. Большой Лебовски (1998)

Это нео-нуарная пост-западная черная комедийная детективная история, и она совершенно психическая - или, по крайней мере, братья Коэны были такими. С момента своего выхода в 1998 году "Большой Лебовски" развлекал студентов колледжей и наркоманов, часто убивая двух зайцев одним выстрелом. Те жанровые особенности, о которых говорилось ранее, в большинстве случаев упускаются из виду при знакомстве с фильмом, но, учитывая, насколько хорошо игроки работают с материалом братьев Коэнов, можно простить, что они просто смотрят ради нескольких моментов.

Многие личности, связанные с фильмами из этого списка, вызывают симпатию благодаря своим различным формам крутости, которые соответствуют традиционным представлениям о мужественности. Возможно, это просто догадка, но Чувак (Джефф Бриджес) не из тех, кто очень озабочен тем, как он себя преподносит. Он просто Чувак, и это настолько сложно, насколько ему нужно. Тем не менее, Коэны приятно обязуют его бросить в самый центр веселой и озадачивающей истории абсурдистской фантастики.

4. Головокружение (1958)

К имени Альфреда Хичкока примыкает множество знаменитых фильмов, но "Головокружение", пожалуй, один из его величайших фильмов. Фильм начинается с впечатляющего удара, когда Скотти Фергюсон (Джеймс Стюарт) наблюдает за тем, как его коллега-полицейский падает замертво, пытаясь спасти его от висения на карнизе, и хотя с этого момента фильм становится более психологичным, он никогда не теряет своей остроты. Благодаря склонности Хичкока к неожиданным поворотам и обману персонажей, повествование остается таким же плотным, как и все его композиции кадров.

Фильм Хичкока является примером того, как тайна или расследование играют второстепенную роль по сравнению с отношениями, построенными между двумя персонажами, и что не менее увлекательно, чем повествование Хичкока, так это теории относительно его тем. Многие утверждают, что косвенно или, возможно, явно "Головокружение" говорит о мужском контроле над визуальными образами в отношении женственности и мужественности и тем самым ставит под сомнение доминирующее мужское восприятие того и другого. В таком случае "Головокружение" - прогрессивный фильм для своего времени.

3. Семь (1995)

Дэвид Финчер - один из тех режиссеров, чьи работы с нетерпением ожидаются и бесконечно обсуждаются, и после печально известного "Чужого 3" он по-настоящему заявил о своем присутствии в индустрии фильмом "Семь", нашумевшей загадкой об убийствах жертв, убитых на основе семи смертных грехов. В фильме Финчера можно отметить многое: например, его жесткий, бескомпромиссный взгляд на преступления и блестящее использование идеи о том, что страшнее всего не то, что ты видишь, а то, что ты представляешь. Не говоря уже о тяжелом финале, лишающем всякой надежды.

Похвалы часто звучат в адрес двух главных героев, Моргана Фримена и Брэда Питта, по отдельности, но, возможно, не так много говорится об их партнерстве на экране. Благодаря убедительному, целенаправленному отсутствию химии между ними как персонажами, можно легко определить химию между ними как актерами. Хотя мы следим за детективом Сомерсетом (Фримен) и присматриваемся к нему за его вдумчивые и спокойные властные манеры, психологическое исследование Миллса (Питт) становится самостоятельным побочным повествованием, оказывающим большое влияние на концовку.

2. Молчание ягнят (1991)

Фильм Джонатана Демме "Молчание ягнят" - это довольно уникальный случай. С одной стороны, это добросовестная детективная история о том, как стажерка ФБР Кларис Старлинг (Джоди Фостер) охотится за невменяемым серийным убийцей по прозвищу Буффало Билл (Тед Левин). С другой стороны, этот фильм в равной степени посвящен отношениям Старлинг с доктором Ганнибалом Лектером (Энтони Хопкинс) и многочисленным психологическим играм на доминирование, в которые он играет с ней, сотрудничая в ее деле. Во многих отношениях погоня Старлинг за Буффало Биллом кажется второстепенной, подобно загадке Джеймса Стюарта в фильме "Головокружение".

И все же сценарий остается абсолютно сфокусированным, даже когда много времени уделяется побегу Ганнибала из заточения. Само расследование может казаться второстепенным по сравнению со всем остальным, но нам все равно показывают Билла и все его тревожное безумие, включая некоторые странно цитируемые реплики (не волнуйтесь, у Лектера тоже есть своя доля). Кроме того, нас в равной степени захватывает погоня из-за его двух конфликтующих личностей; по сравнению со свободным Буффало Биллом Левина, Лектер Хопкинса более утончен, хотя иногда и импровизирует.

1. Мальтийский сокол (1941)

Ни один список детективных фильмов не будет полным без хотя бы одного участия Хамфри Богарта, а какой фильм может лучше провозгласить его величие, чем "Мальтийский сокол"? Можно утверждать, что "Касабланка" - его величайший фильм, в том числе и этот автор, но наряду с классической "Хай Сьеррой", "Мальтийский сокол" - это тот фильм, где он по-настоящему заявил о себе как о следующей большой звезде Голливуда. Каждый стереотипный жесткий киношный нуарный сыщик был смоделирован на основе подобных его ролей, особенно его игра Сэма Спейда из одноименного романа Дэшиэлла Хэмметта.

Но, конечно, фильм - это не только Боуги; Мэри Астор и Питер Лорре также сыграли свои феноменальные роли. Это каждая слабо освещенная комната для усиления напряжения и каждый драматический ракурс сидящих и беседующих персонажей для игры с восприятием зрителями власти. Никто не копирует и не вставляет эстетику, если причина не в ее величии, и "Мальтийский сокол" - прекрасный образец.