Beat 'em up (битемап, от англ. beat them up – избей их всех; броулер, от англ. brawler – драчун, задира) – жанр видеоигр, игровой процесс в которых состоит из серии рукопашных поединков протагониста с большим количеством врагов. Появился в 1980-х гг., тогда же окончательно оформились его основные элементы. С развитием трёхмерной графики постепенно стал предметом фанатского и ретрогеймингового интереса, однако его механики используются в играх других жанров, в первую очередь в приключенческом экшене.
Термин beat ‘em up появился в конце 1980-х гг. в британской игровой прессе для обозначения видеоигр с упором на рукопашную боевую систему. Под эту же классификацию попадали и файтинги. Для разграничения двух родственных жанров использовались дополнительные обозначения: скроллинг (англ. scrolling) или сайд-скроллинг-beat ‘em up (англ. side scrolling) – для beat ‘em up-игр как таковых, и «beat ‘em up один-на-один» (англ. one on one beat ‘em up) – для файтингов. Термин «файтинг» получил распространение лишь в 1990-х гг., после феноменального успеха «Street Fighter II» (1991).
Зарождение жанра
В 1970-х гг. сформировался высокий спрос на фильмы о восточных единоборствах на фоне популярности кинематографического жанра гонконгских кун-фу боевиков, потеснивших в лидерах бокс-офиса традиционные уся, и особенно боевиков с участием Брюса Ли в Северной Америке и Европе. Это явление позднее получило название «кун-фу лихорадка» (англ. kung fu fever) (White. 2022) и повлияло не только на кинематограф, но и на игровую индустрию: производители видеоигр стали постепенно отходить от научной фантастики в сторону восточных единоборств.
В 1976 г. появилась одна из первых игр о боевых искусствах для аркадных автоматов – «Heavyweight Champ», она же стала одним из первых файтингов. Тогда видеоигры в жанре файтинг ещё не имели ни характерных черт, ни классификационного названия: разработчики экспериментировали с перспективой (игры с видом сверху были не редкостью), влиянием окружения и механиками. Одним из результатов жанровых экспериментов стала игра «Swashbuckler» (1981) от гейм-дизайнера П. Стивенсона. Игра вышла лишь на персональных компьютерах серии Apple II и не получила широкого распространения, однако именно в ней были реализованы первые характерные элементы будущих beat ‘em up-игр: вид сбоку, противостояние протагониста-одиночки большому числу соперников и очки, начисляемые за каждого поверженного оппонента (Cranford. 1982).
В 1984 г. вышла японская аркадная игра «Spartan X», более известная под западным локализованным названием «Kung Fu Master». За проектом компании Irem закрепился статус первой beat ‘em up-игры (Mason. 2015). Став аркадным хитом, «Kung Fu Master» была портирована на множество игровых платформ, от Atari 2600 до Game Boy, и оказала существенное влияние на формулу зарождающегося жанра: в дальнейшем в броулерах всегда использовались горизонтальная прокрутка экрана (сайдскроллинг) и гибель соперников от одного удара (Lendino. 2020).
В 1986 г. окончательно оформился жанровый канон beat ‘em up, воплотившийся в аркадной игре «Nekketsu Kouha Kunio-kun» (в Северной Америке вышла под названием «Renegade»). Игра студии Technos Japan впервые ввела в броулер концепцию комбо, вертикальную ось перемещения (ранее протагонист имел возможность двигаться лишь влево и вправо), индикатор уровня здоровья оппонентов, станлок (от англ. stun – оглушение и lock – запирать; состояние оглушённости игрового персонажа, при котором он не может двигаться и реагировать на атаки) и «волны» противников, преодоление которых ведёт к прогрессу в игре. «Nekketsu Kouha Kunio-kun» дала старт масштабной видеоигровой франшизе о янки Кунио из токийской старшей школы Нэккэцу.
Расцвет жанра
В 1987 г. студия Technos Japan выпустила один из главных своих хитов – beat ‘em up «Double Dragon», ознаменовавший начало золотой эры жанра. Игра породила моду на постапокалиптический городской сеттинг с разгулом уличных банд, а также впервые в жанре добавила возможность совместного (кооперативного) прохождения (Leone. 2012). Многопользовательский режим сильно менял игровой опыт: одиночное прохождение рассказывало простую историю спасения девушки от преступной банды, мультиплеер заканчивался схваткой двух братьев за расположение «девы в беде».
В 1988 г. состоялся релиз «Altered Beast» – популярной beat ‘em up-аркады от компании Sega, которая стала стартовой игрой, шедшей в комплекте с консолью Mega Drive (Genesis – в США) (King. 1988. P. 77). В том же году студия Namco выпустила «Splatterhouse» – первую попытку добавить в броулер элементы хоррора. «Splatterhouse» впоследствии вырос в самостоятельную франшизу и получил перезапуск в 2010 г.
В 1989 г. компания Technos Japan вновь расширила представление о возможностях жанра, выпустив игру «Downtown Nekketsu Monogatari», более известную под названием «River City Ransom». Разработчики добавили к привычной боевой формуле большой открытый мир и систему «прокачки» персонажа по аналогии с японскими ролевыми играми. Нестандартный подход оказал влияние на более поздние и сложные игры – в частности, на инди-релиз студии Yeo «The Friends of Ringo Ishikawa» (2018) (Garcia. 2021). В том же году компания Capcom выпустила «Final Fight» – один из наиболее успешных своих аркадных релизов. Игре сопутствовал невероятный успех и в Японии, и в США, способствовавший появлению множества портированных версий, новых частей и клонов. Ныне «Final Fight» остаётся наиболее известным образцом жанра beat ‘em up.
Спад популярности
В начале 1990-х гг. аркадные автоматы начали проигрывать домашним консолям в борьбе за потребителя, а лидирующим аркадным жанром оставался файтинг, благодаря феноменальной популярности «Street Fighter II». Как следствие, неуклонно снижался спрос на beat ‘em up-игры. В 1991 г. вышла игра «Streets of Rage» (в Японии – «Bare Knuckle»), давшая начало одной из последних значимых для жанра видеоигровых серий (Gregory. 1992). Благодаря революционным графическим возможностям консоли Sega Mega Drive/Genesis, простой и эффективной боевой системе, а также саундтреку композитора Косиро Юдзо «Streets of Rage» постепенно стали одной из самых популярных beat ‘em up-франшиз на 16-битных домашних консолях.
В 1995 г. библиотеку Sega Mega Drive пополнила игра «Comix Zone», в которой beat ‘em up сочетался с элементами приключенческого экшена и описывались приключения художника, застрявшего внутри собственного комикса. Необычный сеттинг и высокий художественный уровень сделали «Comix Zone» одним из самых известных проектов Sega для 16-битной консоли.
В 1997 г. студия Eidos Interactive представила одну из первых трёхмерных beat ‘em up-игр – «Fighting Force», которая изначально задумывалась как 4-я часть «Streets of Rage». «Fighting Force» не снискала широкой популярности у пользователей и получила смешанные отзывы от прессы, однако продажи в 1 млн копий обеспечили ей сиквел – «Fighting Force 2», вышедший в 1999 г.
В 2005 г. на Sony PlayStation вышла первая видеоигра компании Sega из серии «Ryu Ga Gotoku», за пределами Японии более известная под названием «Yakuza», – трёхмерный beat ‘em up в открытом мире. Последующие части франшизы включали элементы приключенческого экшена и мини-игры, однако упор на геймплейные механики броулера оставался неизменным.
Наследие
С развитием технологий и видеоигровой индустрии beat ‘em up перестал быть мейнстримным жанром и ушёл в инди-сегмент рынка, заняв нишу объектов фанатского интереса. Отдельным видеоиграм, опирающимся на значимые серии или известные игры прошлого, удаётся получить известность среди широкой аудитории геймеров, например «River City Girls» (2019), «Streets of Rage 4» (2020), «Battletoads» (2020) или «Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder’s Revenge» (2022).
Жанровое наследие beat ‘em up наиболее ощутимо благодаря боевой системе, используемой в более комплексных видеоиграх. Особенно заметно её влияние на приключенческие экшены, где помимо свободного перемещения по открытому миру, огнестрельной боевой системы и решения загадок игроку доступны масштабные рукопашные поединки. Подобные геймплейные решения можно обнаружить в играх «Batman: Arkham Asylum» (2009), «Sleeping Dogs» (2012) и «Mad Max» (2015).
Несмотря на закат beat ‘em up как жанра, всплески интереса к нему по-прежнему случаются. Так, проект 2022 г. «Sifu» стал одним из главных инди-хитов года: за первые 48 часов было продано более 500 тыс. копий, за последующий год показатель продаж превысил 2 млн (D’Angelo. 2023). Кроме того, игра получила высокие оценки от прессы и геймеров и 5 номинаций на различные видеоигровые награды.
Beat ‘em up – это жанр, который прошел долгий путь от аркадных автоматов до современных игровых платформ. Несмотря на то, что он уже не так популярен, как в 1990-х, его наследие продолжает жить в играх других жанров. Beat ‘em up остается важной частью истории видеоигр и продолжает вдохновлять разработчиков и игроков по всему миру.