Как и сказано в описании игры: Я создал эту игру для определенного круга лиц. Чтобы заставить их страдать.
И не смотря на такое описание игры Getting Over It with Bennett Foddy, если играть и слушать Беннета, особенно ближе к концу игры, ты поймёшь, что это не так. Эта игра совсем не такая. Она награждает тех, кто спокоен и думает «холодной головой», но наказывает тех, кто поддаётся злости и гневу.
Беннет проводит психотерапию – более убедительную, чем в других играх такого рода, стэнли беггиннерс гайд, где автор тоже обращается к нам своим голосом. Убедительнее вышло по ясной причине – игра заставляет страдать, симулируя достижение цели, играя на амбициях игрока и раскрывая тему фрустрации.
Всё как в жизни: ты спотыкаешься, падаешь, начинаешь с начала, падаешь, а потом или снова собираешься с силами и продолжаешь пытаться, или бросаешь. Вроде здесь всё понятно, но вряд ли такую параллель можно прочувствовать, даже если прочитать об этом где-нибудь. В этом нам помогает голос Беннета, который можно услышать всякий раз при сильном падении или при преодолении очередного препятствия.
Беннет всячески старается подбодрить, цитируя классиков, среди которых можно услышать даже Тарковского, и включая музыку на ту же тему. Он не издевается, наоборот – хочет помочь, показать, что в человеке всегда есть силы на то, чтобы встать и двигаться дальше. Что человек постоянно будет сталкиваться с, казалось бы, непреодолимыми преградами, но если постоянно пытаться, постоянно пробовать, не бросать это дело, то в определённый миг у тебя получится преодолеть её, эту преграду.
Но преграды в жизни не бывают последними – их придётся встречать очень и очень много. Быть может, вся жизнь будет только из них и состоять. Сможет ли человек достигнуть того самого безбрежного покоя? Да, он достигнет, каждый достигнет. Сможет ли он это в жизни испытать, а не только на смертном одре – вот это уже вопрос. Именно в этом и заключена отчасти проблема пути достижения всех творческих и не только целей - борьба с фрустрацией.
Если представить себе, что слушаешь голос Беннета отдельно от игры, то вряд ли это всё произведёт какое-то впечатление. В этом и есть достоинство игры – все его слова можно прочувствовать на практике. Лично я как раз размышлял на тему убедительности заложенных идей в играх. Если так подумать, то с книгами всё понятно, с фильмами тоже, а что в играх? Казалось бы, формат игр вообще не создан для донесения каких-то идей и мыслей: мы видим игровое кино, текстовые игры, игровые аудиокниги, опять же – стэнли, беггиннерс гайд.
Если так можно вообще выразиться – в этих играх всё равно игровой процесс затмевает всё прочее, поскольку ты всё равно играешь, а не смотришь кино или читаешь книжку. Так как сделать игру, чтобы она могла доносить какую-то идею? Как сделать игру, чтобы она не стала обычным спортивным развлечением? Игры же создают только для развлечения, а можно ли сделать что-то большее? Эта игра похожа на аудиокнигу, но всё-таки это что-то другое.
В общем, идея игры потрясающая. Не знаю, долезу ли я до самой вершины когда-нибудь, но если в жизни я снова буду испытывать кризис, разочарования от своего падения, то было бы полезным вспомнить об этой игре, пожалуй.