Стелс-игры (англ. stealth games) представляют собой жанр компьютерных игр, в которых игрок должен избегать обнаружения противниками или скрытно устранять их, не привлекая к себе внимания. Основная цель игрока — оставаться незамеченным, используя такие тактики, как прятание, маскировка, бесшумное передвижение и атака врагов из теней. Многие стелс-игры предоставляют возможность выбора между скрытностью и открытой атакой, но чаще всего поощряют максимальное использование скрытности, чтобы игрок мог почувствовать себя "призраком" на уровне.
Главные элементы стелс-игр включают избегание обнаружения, использование окружающей среды для маскировки, анализ поведения врагов и планирование действий. Звуковое сопровождение играет ключевую роль: шум, создаваемый игроком, может привлечь внимание врагов. Например, бег по металлической поверхности издает громкий звук, что может выдать местоположение персонажа. Игрок должен продумывать свои действия, анализировать маршруты врагов, использовать тени и отключать источники света, чтобы оставаться незамеченным.
В некоторых играх игрок может выбирать между убийством врагов или их оглушением, чтобы минимизировать риск обнаружения. Враги в стелс-играх обычно имеют угол обзора и могут реагировать на звуки или движение игрока. Если игрок будет обнаружен, он должен спрятаться, пока враги не прекратят поиск. Дизайн уровней в стелс-играх часто уделяет внимание световым и теневым эффектам, чтобы игрок мог использовать их для скрытности.
История стелс-игр началась в 1979 году с выхода игры "Manbiki Shounen", где игрок должен был украсть предметы из магазина, не привлекая внимания владельца. В 1981 году вышла "Castle Wolfenstein", в которой игрок должен был проникнуть в замок, избегая охранников и используя маскировку. Однако настоящий расцвет жанра начался в 1987 году с выходом "Metal Gear" от Хидэо Кодзимы, которая стала первой массовой стелс-игрой для консолей. Она ввела множество элементов, которые стали основой жанра: уклонение от врагов, использование маскировки и прятание в коробках.
В 1998 году жанр стелс обрел популярность благодаря выходу трех ключевых игр: "Metal Gear Solid", "Tenchu: Stealth Assassins" и "Thief: The Dark Project". "Metal Gear Solid" превратила серию "Metal Gear" в культовую франшизу, добавив трёхмерную графику, сложный сюжет и интерактивные элементы. "Tenchu: Stealth Assassins" стала первой трёхмерной стелс-игрой, посвященной теме ниндзя, а "Thief: The Dark Project" ввела стелс-элементы в перспективе от первого лица, уделив внимание звукам и освещению.
После успеха этих игр стелс-элементы стали активно использоваться в других жанрах. Например, в "Splinter Cell" (2002) были добавлены реалистичные динамические тени и освещение, а в "Assassin's Creed" (2007) появился социальный стелс, где игрок мог сливаться с толпой. В 2012 году вышла "Dishonored", которая стала смесью стелса и RPG с уникальными способностями персонажа.
Стелс-игры это тот редкий жанр, где тишина становится твоим союзником, а тень – надежным укрытием. Здесь каждый шаг должен быть продуман до миллиметра, каждое движение – выверено с точностью часового механизма. В отличие от бурных сражений традиционных экшенов, здесь победу приносит не грубая сила, но искусство невидимости. Игроку предстоит мастерски использовать окружающую среду, чтобы незаметно проникнуть туда, куда вход запрещен, и выйти победителем без единого выстрела.
С каждым новым технологическим прорывом миры стелс-игр обретают всё большую глубину и реализм. Теперь каждая деталь, будь то шорох листьев под ногами или блики света на стене, может стать решающим фактором успеха. Эти игры предлагают уникальный опыт, где напряжение нарастает с каждой секундой, а награда за терпение и выдержку оказывается поистине незабываемой.