Mario

А синий экран смерти может быть вызван сверхновой звездой, находящейся в миллионах световых лет от нас.

Поговорим об эффекте бабочки. Когда что-то идет не так (или даже правильно) с вашим компьютером, космические лучи не являются первыми явлениями, которые приходят на ум. Но после того, как вы исключили ошибки в программном обеспечении и убедились, что аппаратная неисправность не является виновником, существует вполне реальная возможность того, что в нестабильном поведении вашего игрового персонажа или случайном синем экране смерти виновато высокоэнергетическое излучение сверхновых звезд.

Youtube-канал Veritasium в своем недавнем видеоролике подробно рассказал о том, как космические лучи могут приправлять ваши технологические встречи - к лучшему или худшему. Доктор Лейф Шейк, главный инженер по радиационным эффектам в Лаборатории реактивного движения НАСА, подтверждает: Сбой там, переходный процесс здесь, может изменить работу этих устройств, - объясняет он. Так что синий экран смерти, который вы получаете, на самом деле может быть нейтроном или чем-то еще.

Я уверен, что за этой статьей последует множество спидраннеров, обвиняющих в своих злоключениях радиационное облучение, но кто скажет, что они не правы? На самом деле спидраннер Super Mario 64 вполне убедительно объяснил очевидный сбой вмешательством космических лучей.

В 2013 году во время прохождения уровня Tick Tock Clock в игре Super Mario 64 персонаж пользователя DOTA_Teabag неожиданно выстрелил вверх через пол на более высокую платформу. Даже после того, как PenandCook12 объявил вознаграждение в размере $1 000, никто не смог повторить очевидный глюк. Так было до тех пор, пока тот же пользователь 6 лет спустя не опубликовал доказательство, которое поставило космические лучи на первое место в умах всех людей.

С помощью перестановки одного бита, который менял единицу на ноль в вертикальной координате положения Марио, пользовательский скрипт наконец-то смог воспроизвести искривление вверх. Значит, наиболее вероятной причиной первоначальной ошибки должны быть космические лучи - вроде бы все логично. Но чтобы понять, как это могло произойти, и почему маловероятно, что причиной проблемы является излучение из других источников, нам нужно вернуться назад.

В 1978 году похожие проблемы с самопроизвольным переворотом битов были замечены, когда компания Intel обнаружила, что керамический корпус 16-килобайтной памяти DRAM подвергся воздействию радиации. Это произошло из-за того, что завод компании был построен недалеко от уранового комбината Green River, штат Юта.

DRAM от Intel кодировалась единицами и нулями, что диктовалось либо отсутствием, либо наличием (соответственно) электронов, хранящихся в полупроводниковых ямах. Было обнаружено, что даже следовые количества урана и тория в упаковке DRAM вызывают переворачивание битов, поскольку альфа-частицы - те самые, которые содержатся в космических лучах - проходят через чип. Эти частицы проходят прямо через кремний, создавая целые пары электронов и свободные носители заряда, которые могут легко перевернуть единицу на ноль, просто вызывая накопление электронов в полупроводниковом колодце. Это известно как однократное нарушение целостности (Single Event Upset, SEU).

Последующие испытания показали прямую корреляцию между воздействием альфа-частиц и SEU, и с тех пор процессы производства полупроводников были адаптированы таким образом, чтобы предотвратить влияние керамики корпуса на функции чипа. Это означает, что вероятность того, что SEU сегодня могут быть вызваны радиацией в упаковке чипов, довольно низка, но возможность взаимодействия космических лучей с техникой все еще сохраняется, как бы редко это ни происходило.

А поскольку полупроводники с годами продолжают уменьшаться в размерах, возрастает вероятность того, что пролетающая мимо альфа-частица имеет достаточный заряд, чтобы вызвать неожиданное переключение битов.

Становится по-настоящему страшно, если подумать, что может сделать одна SEU с траекторией полета самолета. Чем выше вы поднимаетесь, тем выше уровень радиации от космических лучей, а значит, тем выше вероятность того, что бортовой компьютер может быть сдвинут невидимыми силами. Подобно тому, как это произошло с персонажем Марио из DOTA_Teabag, один из рейсов из Сингапура в Перт в октябре 2008 года столкнулся с битовым переворотом, который привел к неправильному отображению информации о высоте.

Вместо того чтобы подняться вверх, самолет начал пикировать носом вниз. За 20 секунд самолет упал на 656 футов, отбросив все и вся в салоне к потолку. Многие пассажиры самолета получили травмы, а в настоящее время вступили в силу антирадиационные правила, которые защищают от SEU в чипах самолетов, ракет и межпланетных зондов.

Но если авиационная и астронавтическая техника покрыта слоями защиты от назойливых космических лучей, пронизывающих Вселенную, то ваш ПК вполне может стать объектом следующего космического столкновения. К сожалению, это не даст вам преимущества во время следующего прохождения Super Mario 64.